Какой должна быть частотная характеристика автомобильной аудиосистемы?

Этот вопрос был в комментариях к одной из недавних публикаций. Отвечает на него Анатолий Иванович Шихатов, признанный эксперт в области автозвука.

Проще ответить на вопрос: «какой она быть не должна?» Как это ни кажется странным на первый взгляд – она не должна быть ни ровной, ни горизонтальной. Причин у этого две: физиология слуха и шумы в салоне автомобиля. При снижении звукового давления кажущаяся громкость (она измеряется в фонах) на низких частотах спадает быстрее, чем на средних. Высокие частоты тоже ослабевают – но в меньшей степени. Эти зависимости исследованы ещё в 30-х-40-х годах XX века и известны под названием кривых равной громкости. Это означает, что для сохранения тонального баланса записи низкие частоты при уменьшении громкости нужно дополнительно усиливать. Насколько – зависит от выбранной громкости, в домашней аппаратуре с регулятором громкости связана функция loudness(тонкомпенсация), а в самых совершенных аппаратах тонкомпенсация регулируется плавно.

Кривые равной громкости

Кривые равной громкости

На какой же громкости слушать музыку? Здесь уже нужно отталкиваться от уровня шума в салоне и динамического диапазона музыки. Старые записи (примерно до середины 90-х) отличаются приличным динамическим диапазоном (порядка 40-45 дБ) с редкими, но мощными «всплесками», средняя громкость кажется небольшой. Современные «коммерческие» записи (в том числе и новые релизы старых композиций) сильно компрессированы и нормализованы, динамический диапазон сузился до 25-30 дБ, в результате средняя громкость выросла и звучание стало «плотным». Поэтому «коммерческие» релизы больше подходят для прослушивания в машине – их «тихие места» не такие уж и тихие…

Усреднённые результаты замеров автомобилей с заводской шумоизоляцией

Усреднённые результаты замеров автомобилей с заводской шумоизоляцией

Видно, что шумы в салоне сосредоточены в низкочастотной области (в основном это работа двигателя и ходовой части) и пропорциональны скорости (постепенно добавляется шум движения – шины, воздушный поток).

  • Первый и очевидный вывод: шумо- и виброизоляцию нужно делать обязательно.
  • Второй, менее очевидный: громкость и частотную характеристику нужно корректировать в зависимости от скорости.

Кстати, отдельные настройки звукового тракта «для судей» и «для себя» используют чуть менее, чем все участники соревнований по SQ – судейство обычно ведётся при заглушённом двигателе, практически в комнатных условиях. А в движении тихие места маскируются шумами, и нужен «другой звук». Лет 20 назад в некоторых головных устройствах высокого класса был вход для подключения к спидометру и автоматическая коррекция, но это новшество не прижилось.

Для комфортного восприятия музыки громкость самых тихих мест должна превышать уровень шумов на средних частотах хотя бы на 10-12 дБ (очень скромное требование). Примем уровень шума в салоне «в городском режиме» 50 дБ (шумоизоляцию всё же сделали) и динамический диапазон музыки 35 дБ (в среднем).

Получаем 50+10+35=95 дБ

Это минимально необходимый запас громкости на средних частотах, на низких частотах для перекрытия шумов нужна ещё большая громкость – поэтому без сабвуфера будет непросто. К счастью, частоты ниже 70-80 Гц усиливаются акустически за счёт передаточной характеристики салона и совсем уж фантастические мощности не требуются. В любом случае, неискаженное звучание должно обеспечиваться во всём диапазоне громкости – и при хороших динамиках с этим справляются даже головные устройства.

АЧХ

Для реальных условий эксплуатации необходимая степень коррекции и частоты перегиба зависят от эффективности шумоизоляции. АЧХ «для судей» будет практически горизонтальной, с небольшим подъёмом на краях диапазона.

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье

О продукции УРАЛ можно узнать здесь

О новом АК - подробно - тут

04.07.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

13.10.2021
Существуют огромное количество показателей, в которых различаются современные аудиосистемы. Одной из важных характеристик любого динамика является добротность, которая напрямую указывает на качество звучания устройства.
Подробнее
09.01.2022
Если рассмотреть конструкцию динамика, в центре можно увидеть конусообразную деталь, похожую на пулю. Это тело Венте. Так что это такое и для чего нужно? Об этом дальше и пойдет статья.
Подробнее
07.01.2024
Сабвуфер Урал Молния 12 - народный ХИТ сезона!
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить