Какой должна быть частотная характеристика автомобильной аудиосистемы?
Этот вопрос был в комментариях к одной из недавних публикаций. Отвечает на него Анатолий Иванович Шихатов, признанный эксперт в области автозвука.
Проще ответить на вопрос: «какой она быть не должна?» Как это ни кажется странным на первый взгляд – она не должна быть ни ровной, ни горизонтальной. Причин у этого две: физиология слуха и шумы в салоне автомобиля. При снижении звукового давления кажущаяся громкость (она измеряется в фонах) на низких частотах спадает быстрее, чем на средних. Высокие частоты тоже ослабевают – но в меньшей степени. Эти зависимости исследованы ещё в 30-х-40-х годах XX века и известны под названием кривых равной громкости. Это означает, что для сохранения тонального баланса записи низкие частоты при уменьшении громкости нужно дополнительно усиливать. Насколько – зависит от выбранной громкости, в домашней аппаратуре с регулятором громкости связана функция loudness(тонкомпенсация), а в самых совершенных аппаратах тонкомпенсация регулируется плавно.
Кривые равной громкости
На какой же громкости слушать музыку? Здесь уже нужно отталкиваться от уровня шума в салоне и динамического диапазона музыки. Старые записи (примерно до середины 90-х) отличаются приличным динамическим диапазоном (порядка 40-45 дБ) с редкими, но мощными «всплесками», средняя громкость кажется небольшой. Современные «коммерческие» записи (в том числе и новые релизы старых композиций) сильно компрессированы и нормализованы, динамический диапазон сузился до 25-30 дБ, в результате средняя громкость выросла и звучание стало «плотным». Поэтому «коммерческие» релизы больше подходят для прослушивания в машине – их «тихие места» не такие уж и тихие…
Усреднённые результаты замеров автомобилей с заводской шумоизоляцией
Видно, что шумы в салоне сосредоточены в низкочастотной области (в основном это работа двигателя и ходовой части) и пропорциональны скорости (постепенно добавляется шум движения – шины, воздушный поток).
- Первый и очевидный вывод: шумо- и виброизоляцию нужно делать обязательно.
- Второй, менее очевидный: громкость и частотную характеристику нужно корректировать в зависимости от скорости.
Кстати, отдельные настройки звукового тракта «для судей» и «для себя» используют чуть менее, чем все участники соревнований по SQ – судейство обычно ведётся при заглушённом двигателе, практически в комнатных условиях. А в движении тихие места маскируются шумами, и нужен «другой звук». Лет 20 назад в некоторых головных устройствах высокого класса был вход для подключения к спидометру и автоматическая коррекция, но это новшество не прижилось.
Для комфортного восприятия музыки громкость самых тихих мест должна превышать уровень шумов на средних частотах хотя бы на 10-12 дБ (очень скромное требование). Примем уровень шума в салоне «в городском режиме» 50 дБ (шумоизоляцию всё же сделали) и динамический диапазон музыки 35 дБ (в среднем).
Получаем 50+10+35=95 дБ
Это минимально необходимый запас громкости на средних частотах, на низких частотах для перекрытия шумов нужна ещё большая громкость – поэтому без сабвуфера будет непросто. К счастью, частоты ниже 70-80 Гц усиливаются акустически за счёт передаточной характеристики салона и совсем уж фантастические мощности не требуются. В любом случае, неискаженное звучание должно обеспечиваться во всём диапазоне громкости – и при хороших динамиках с этим справляются даже головные устройства.
Для реальных условий эксплуатации необходимая степень коррекции и частоты перегиба зависят от эффективности шумоизоляции. АЧХ «для судей» будет практически горизонтальной, с небольшим подъёмом на краях диапазона.
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут