Почему штатный звук далек от идеала?
Штатный звук - тот, который издает акустика, установленная в вашу машину на автозаводе. Аудиосистема, которую вы получаете, так сказать, в комплекте. (“Вторичку” в расчет не берем, там возможны варианты.) Мы уже не раз говорили и продолжаем говорить о том, что по-настоящему качественную акустику на автозаводах предпочитают не ставить.
Анатолий Шихатов, признанный эксперт в области автозвука, объяснит, почему. И расскажет, что нужно делать.
Итак, почему же “штатка” не может быть хорошей?
Первопричина - себестоимость. Если не брать в расчёт премиальные марки автомобилей (и то - с оговорками), то во всех остальных случаях производитель считает аудиосистему лишь опцией. В разных вариантах комплектации практически всегда присутствуют широкополосные динамики в дверях (так называемая “аудиоподготовка”). В комплектациях получше добавляются твитеры в штатных местах.
Головные устройства при этом могут быть разного уровня – от простейших приёмников до мультимедийных центров, и по качеству сигнала к ним претензий нет. Ведь главный виновник некачественного звучания штатной системы - сами динамики, а также акустическое оформление в месте их установки. Заводские инженеры и дизайнеры озадачиваются этим, как правило, в последнюю очередь: сначала нужно разместить механизмы двери, потом карманы, подлокотники и ручки, а уж потом - динамики.
Все, что требуется от штатного динамика:
- надёжность - чтобы хватило на период гарантии на автомобиль
- низкая себестоимость - это одна из статей экономии
- высокая чувствительность - чтобы громче играть без усилителя.
Высокая чувствительность означает лёгкий диффузор, а это влечёт за собой высокую резонансную частоту (100-120 Гц). Из соображений экономии магнитную систему делают лёгкой и маломощной: это повышает добротность динамика. Из-за повышенной добротности растёт отдача, динамик играет громко, но в области резонанса начинает “бубнить”. К тому же ниже резонансной частоты отдача падает.
Смазанное, глухое звучание на средних частотах – это уже влияние места установки динамика. Если он установлен глубоко в “колодце” под облицовкой, это ещё полбеды. Хуже, когда штатное место расположено в задней части передней двери и динамик фактически играет в бедро седоку или даже ниже. В этом случае про нормальное звучание можно забыть, средних частот не будет вообще.
Если в штатной системе есть твитеры, то от места их установки зависит очень многое. Твитеры на “торпедо” или в треугольниках зеркал с разворотом - это хорошо. Твитеры на плоскости двери - это уже плохо, они оказываются слишком близко и играют “мимо слушателя”.
Что делать-то?
Самый очевидный путь - замена фронтальных штатных динамиков на более качественные, лучше сразу на компонентный набор. В задних дверях можно оставить штатные, либо заменить их коаксиальными - если хотите подзвучить и заднюю зону.
Требования к фронтальному комплекту такие: частота резонанса мидбаса не выше 70-80 Гц, добротность в диапазоне 0,6-0,9. Твитер купольный, диаметром 20-25 мм, желательно с возможностью его ориентации при установке или в процессе эксплуатации. Шёлковый купол даёт более сдержанное звучание высоких частот, майларовый или металлический – более звонкое, это уже дело вкуса.
Мидбасы следует установить как можно ближе к облицовке, чтобы устранить “туннель” между динамиком и сеткой. Для этого может понадобиться изготовить проставочные кольца из фанеры. Если отверстия в штатных сетках малого диаметра, их нужно увеличить или подумать о замене штатных сеток другими, не такими “глухими”.
Для установки твитеров можно воспользоваться штатными местами, либо установить их на торпедо, в треугольники зеркал или на стойки переднего стекла так, чтобы они были нацелены примерно в центр салона. В комплект обычно входят крепёжные детали для разных вариантов установки.
Полезно будет сделать и виброизоляцию дверей, хотя бы передних. Это не только повысит качество звучания, но и снизит уровень внешних шумов. Проводить все эти работы удобно в комплексе, лучше всего - в установочной студии: там обычно есть типовые решения для популярных моделей автомобилей.
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут