Почему штатный звук далек от идеала?

Штатный звук - тот, который издает акустика, установленная в вашу машину на автозаводе. Аудиосистема, которую вы получаете, так сказать, в комплекте. (“Вторичку” в расчет не берем, там возможны варианты.) Мы уже не раз говорили и продолжаем говорить о том, что по-настоящему качественную акустику на автозаводах предпочитают не ставить.

Анатолий Шихатов, признанный эксперт в области автозвука, объяснит, почему. И расскажет, что нужно делать.

Итак, почему же “штатка” не может быть хорошей?

Первопричина - себестоимость. Если не брать в расчёт премиальные марки автомобилей (и то - с оговорками), то во всех остальных случаях производитель считает аудиосистему лишь опцией. В разных вариантах комплектации практически всегда присутствуют широкополосные динамики в дверях (так называемая “аудиоподготовка”). В комплектациях получше добавляются твитеры в штатных местах.

Головные устройства при этом могут быть разного уровня – от простейших приёмников до мультимедийных центров, и по качеству сигнала к ним претензий нет. Ведь главный виновник некачественного звучания штатной системы - сами динамики, а также акустическое оформление в месте их установки. Заводские инженеры и дизайнеры озадачиваются этим, как правило, в последнюю очередь: сначала нужно разместить механизмы двери, потом карманы, подлокотники и ручки, а уж потом - динамики.

Все, что требуется от штатного динамика:

  • надёжность - чтобы хватило на период гарантии на автомобиль
  • низкая себестоимость - это одна из статей экономии
  • высокая чувствительность - чтобы громче играть без усилителя.

Высокая чувствительность означает лёгкий диффузор, а это влечёт за собой высокую резонансную частоту (100-120 Гц). Из соображений экономии магнитную систему делают лёгкой и маломощной: это повышает добротность динамика. Из-за повышенной добротности растёт отдача, динамик играет громко, но в области резонанса начинает “бубнить”. К тому же ниже резонансной частоты отдача падает.

Смазанное, глухое звучание на средних частотах – это уже влияние места установки динамика. Если он установлен глубоко в “колодце” под облицовкой, это ещё полбеды. Хуже, когда штатное место расположено в задней части передней двери и динамик фактически играет в бедро седоку или даже ниже. В этом случае про нормальное звучание можно забыть, средних частот не будет вообще.

Если в штатной системе есть твитеры, то от места их установки зависит очень многое. Твитеры на “торпедо” или в треугольниках зеркал с разворотом - это хорошо. Твитеры на плоскости двери - это уже плохо, они оказываются слишком близко и играют “мимо слушателя”.

Что делать-то?

Самый очевидный путь - замена фронтальных штатных динамиков на более качественные, лучше сразу на компонентный набор. В задних дверях можно оставить штатные, либо заменить их коаксиальными - если хотите подзвучить и заднюю зону.

Требования к фронтальному комплекту такие: частота резонанса мидбаса не выше 70-80 Гц, добротность в диапазоне 0,6-0,9. Твитер купольный, диаметром 20-25 мм, желательно с возможностью его ориентации при установке или в процессе эксплуатации. Шёлковый купол даёт более сдержанное звучание высоких частот, майларовый или металлический – более звонкое, это уже дело вкуса.

Мидбасы следует установить как можно ближе к облицовке, чтобы устранить “туннель” между динамиком и сеткой. Для этого может понадобиться изготовить проставочные кольца из фанеры. Если отверстия в штатных сетках малого диаметра, их нужно увеличить или подумать о замене штатных сеток другими, не такими “глухими”.

Для установки твитеров можно воспользоваться штатными местами, либо установить их на торпедо, в треугольники зеркал или на стойки переднего стекла так, чтобы они были нацелены примерно в центр салона. В комплект обычно входят крепёжные детали для разных вариантов установки.

Полезно будет сделать и виброизоляцию дверей, хотя бы передних. Это не только повысит качество звучания, но и снизит уровень внешних шумов. Проводить все эти работы удобно в комплексе, лучше всего - в установочной студии: там обычно есть типовые решения для популярных моделей автомобилей.

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье

О продукции УРАЛ можно узнать здесь

О новом АК - подробно - тут

08.07.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

10.11.2023
Сила и Мощь! Обновленные автомобильные усилители серии Warhead от компании Урал!
Подробнее
06.07.2023
Сабвуфер – низкочастотный динамик, без которого не обходится ни одна продвинутая автомобильная аудиосистема.
Подробнее
16.12.2023
Активный подседельный сабвуфер Урал "Черная Вдова" для любителей хорошего баса!
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить