Изменение параметров динамиков при разминке
Известно, что параметры динамиков со временем изменяются. Вопрос – насколько? Для проверки был поставлен небольшой эксперимент, в ходе которого параметры Тиля-Смолла измерялись до и после разминки одного и того же экземпляра динамика. На динамик в свободном пространстве (без акустического оформления) был подан сигнал частотой 50 Гц – эта частота вблизи его основного резонанса, и позволяет получить максимальную амплитуду колебаний. Уровень сигнала выбран таким, чтобы диффузор находился близко к пределу линейного хода – это даёт максимальную нагрузку на элементы подвеса, но исключает его повреждение. Этот уровень легко определяется на слух – увеличиваем сигнал до появления заметных «рычащих» призвуков (это предел линейного хода), затем уменьшаем до исчезновения перегрузки. Продолжительность теста составила 28 часов непрерывного гудения. 50 циклов в секунду, 180 000 в час, свыше 5 миллионов за всё время испытания. Через сутки покоя, после «закрепления навыка», параметры были измерены вновь. Z-характеристики говорят сами за себя:
Z-характеристики

Синяя кривая – динамик из коробки, оранжевая – после тренировки

Итоги и выводы:

Для наглядности все изменения сведены в таблицу:

Все изменения
  • После разминки податливость подвеса (и определяемый ей эквивалентный объём) увеличились, это привело к заметному снижению частоты механического резонанса. Это самое существенное изменение.
  • Механическая добротность QMS снизилась на 6%, электрическая QTS практически не изменилась (в пределах погрешности измерения). Поскольку полная добротность в основном определяется электрической, можно сделать вывод, что у динамиков с большим разрывом между QES и QMS(практически – у динамиков с низкой электрической добротностью) изменение QTS будет ещё меньше.

Резюме

Основные изменения в динамике происходят в течение первых часов работы, дальше темп замедляется – но процесс никогда не прекращается, и снижение частоты резонанса во время эксплуатации может достигать 20%. Именно это и учитывает разработчик, поэтому если первоначальное значение частоты резонанса кажется высоковатым – это ещё не повод для сомнений.

Понятно, что в реальных условиях эксплуатации, на музыкальном сигнале изменения проявятся не так быстро, как при «экспресс-методе». Обычно конечный результат проявится лишь через несколько месяцев. Главное – не превышать заложенный в конструкцию максимальный рабочий ход (проще говоря – не усердствовать с басом на максимальной громкости). Если динамик постоянно испытывает перегрузку – центрирующая шайбанеобратимо теряет жёсткость (попросту говоря, «разлохмачивается»), податливость подвеса растёт и динамик начинает «хлопать».

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук. О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут

29.06.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

22.11.2021
Автомобильная акустика - предмет сильного интереса большинства автолюбителей. Проводя в машине много времени как по рабочим, так и по личным вопросам, большинство водителей захотят в своём салоне качественного звучания.
Подробнее
27.08.2023
Какую шумоизоляцию выбрать для автомобиля? Как, каким инструментом и в каких местах устанавливать шумку?
Подробнее
23.06.2023
Расскажем вам про замену передних динамиков на УРАЛ АК в ССху и про изменение планов по автозвуку в автомобиле.
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить