Самые частые причины выхода автомобильных динамиков из строя

Если у вас есть автомобиль, а в автомобиле - аудиосистема, проблем с колонками не избежать. Ибо, как гласит закон Мерфи, все что может сломаться, обязательно сломается. Рано или поздно (лучше, конечно, поздно!) динамики у вас в салоне начнут кашлять, хрипеть, подвывать - словом, издавать неположенные звуки, а положенные - не издавать. А уж если вы - любитель громкой езды, проблемы начнутся даже раньше, чем это можно себе представить.

Анатолий Шихатов, гуру отечественного автозвука, объяснит, почему автодинамики выходят из строя и что с этим делать.

Причин повреждений может быть много. Оставим в стороне банально-бытовые (повреждение диффузора посторонними предметами, промывка динамиков из «Керхера» и т. д.). Сосредоточимся на эксплуатационных.

Основная причина повреждения - перегрузка. Указанная на динамиках максимальная мощность не может использоваться постоянно, это запас на кратковременные пики сигнала. В противном случае выход динамиков из строя - лишь вопрос времени.

Итак, что может произойти:

  • Перегрузка мидбаса низкими частотами. На низких частотах диффузор, как известно, имеет предельный ход, и в результате что-нибудь да оборвётся: подвес, центрирующая шайба, проводники к звуковой катушке - как повезёт!
  • Перегрузка мидбаса средними частотами. Здесь порвать что-нибудь не получится, ход диффузора мал. Зато перегреть и спалить - запросто. Если звуковая катушка просто перегорит, это полбеды. Хуже, если она расклеится, витки сползут, замкнут на корпус - и тогда вся надежда на то, что в усилителе сработает защита.
  • Перегрузка твитера при слишком низкой частоте среза кроссовера. Это обычно происходит при попытках вытянуть из “пищалок” максимум. Но не следует забывать, что, помимо роста искажений, растёт и подводимая к ним мощность, а это, опять же, перегрев звуковой катушки с уже понятными последствиями.
  • Выход из строя твитера при перегрузке усилителя. Это может быть даже с головным устройством, если громкость выкручена до предела, да ещё и тембры “задраны”. В этом случае усилитель ограничивает (клиппирует) сигнал, срезая его верхушки: при этом получается масса высокочастотных гармоник с приличным уровнем. Кроссовер с катушками может ещё подлить масла в огонь: резкие перепады напряжения порождают на индуктивности всплески напряжения. Все эти фокусы перегревают звуковую катушку твитера с предсказуемым итогом.

Как избежать этих неприятностей?

Прежде всего, номинальная мощность усилителя и динамиков не должна сильно отличаться друг от друга (но и равными им быть необязательно); кроме того, следует учитывать, какая громкость прослушивания является предпочтительной. Что касается качества звучания, лучше всего эксплуатировать усилитель на мощности 50-70% от номинала – искажения сигнала в этом случае минимальны. Динамики с такой или большей номинальной мощностью будут в полной безопасности.

Во-вторых, чувствительность усилителя должна быть выставлена таким образом, чтобы даже при максимальном уровне от источника сигнала (громкость на максимум) не было клиппирования сигнала на выходе усилителя. Тогда в положении громкости “на три четверти” как раз и будет достигаться упомянутая выше мощность.

В-третьих, частоты ниже частоты резонанса динамика нужно ограничивать кроссовером усилителя или процессора. Динамик всё равно не может их хорошо воспроизвести, только создаёт дополнительные искажения во всём остальном диапазоне частот.

То же самое относится и к твитерам: если есть возможность выбирать частоту среза кроссовера, её нужно установить заведомо выше частоты резонанса. Если используются пассивные кроссоверы, то в них встречаются электронные предохранители, ограничивающие уровень сигнала для твитера на безопасном уровне.

Ещё недавно для этой цели использовали автомобильную лампочку накаливания (12 Вх5 Вт), включенную последовательно с твитером – при нагреве нити “на пороге зажигания” её сопротивление начинает резко расти и ограничивает сигнал. Метод простой и надёжный, и так можно доработать кроссовер, в котором нет защиты.

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье

О продукции УРАЛ можно узнать здесь

О новом АК - подробно - тут

07.07.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

24.04.2021
Любая автомобильная акустика имеет свои особенности и нюансы. При выборе акустической системы необходимо предварительно изучить характеристики и понимать, на что будет оказывать влияние тот или иной параметр.
Подробнее
01.07.2023
Тема животрепещущая. Но метафизики не будет, будет нормальная «физика здорового человека».
Подробнее
21.01.2024
Магнитола Урал Молот АРС-МТ 221 - Мощный гаджет в ваш автомобиль!
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить